25 марта - День Рождения Марии Пахоменко!
Как только её не называли!..
"Проповедницей ленинградского стиля", "нежной Машей", "идеальным воплощением русской певицы"...
Её образ всегда создавал у меня впечатление акварельности…
Неяркие, чистые, почти прозрачные и очень текучие, как бы переливающиеся, краски.
Она была самой красивой (без преувеличения!) и самой женственной певицей советской эстрады.
Были, конечно, и другие красавицы, может быть – более яркие…
Но такой – истинной, практически иконописной! – Красоты не было больше ни у кого.
И еще её отличала какая-то потрясающая чистота – чистота голоса, чистота облика, чистота взгляда… И – скромность.
Читая её биографию, в который уже раз убеждаюсь – нет ничего случайного на свете.
Как будто сама Судьба дала подсказку для того, чтобы направить эту девочку по пути Музыки…
Ведь родилась она в селе с таким чудесным названием – Лютня!
И девочка пела - пела с самого раннего детства. В её школьном дневнике раз за разом появлялась одна и та же запись:
"На уроках поёт!".
Природный абсолютный слух, чистейший голос и удивительная любовь к пению - казалось бы, с такими подарками Судьбы - её дорога к Песне широка и прекрасна!
Но строгий отец не поощрял музыкальных наклонностей дочери, и после школы Мария Пахоменко поступила в Ленинградский машиностроительный техникум, после окончании которого пошла работать на завод "Красный треугольник".
Да, Судьба дарит своим любимцам подарки, но никогда не забывает укомплектовывать их - испытаниями....
А как ещё из природного алмаза сделать прекраснейший бриллиант?
Петь Мария Пахоменко не переставала никогда и нигде - и учась
в техникуме, и работая на заводе она всегда пела в самодеятельности.
А позже, выйдя из-под опеки отца, поступила в музыкальное училище
им. Мусоргского, после которого стала школьной учительницей музыки,
и - продолжала петь!
... Успех пришёл к ней с самого первого исполнения на радио песни
"Качает, качает..." - её голос звенел, как чистый весенний ручей, и слушатели сразу же запомнили новое имя, которое с годами становилось всё популярней, всё любимей...
Она была не только красавицей, но и - настоящей интеллигенткой!
Ленинградской интеллигенткой…
Глубинное, совсем не показное, спокойное чувство собственного достоинства, ничего общего с гордыней не имеющее, а наоборот – идущее рука об руку с величайшей скромностью. Фантастическое сочетание!
Именно она - впервые из советских певиц! - стала обладательницей Гран-при знаменитого конкурса "Золотой Орфей".
Мария Пахоменко получила его в 1971-ом году за исполнение песни "Ненаглядный мой".
А на следующий год за исполнение песни "Чудо-кони" Пахоменко была удостоена «Нефритовой пластинки» - престижной премии, учреждённой
в Каннах и вручаемой самым популярным эстрадным певцам...
Французы были просто потрясены - и удивительным исполнением песни,
и удивительной красотой русской певицы!
И тогда в западной прессе её стали называть "Нежная Маша"...
В те годы Мария Пахоменко была одной из самых любимых певиц на нашей советской эстраде...
Мало кто знает, что в роли жены Штирлица в легендарном фильме "Семнадцать мгновений весны" режиссёр Татьяна Лиознова хотела видеть именно её - русский идеал женственности, Марию Пахоменко!
Пахоменко отказалась от этого предложения, чтобы не срывать гастроли
и не разочаровывать купивших уже билеты на её концерты зрителей...
Но вот наступили годы перестройки, в которых смешалось и обесценилось всё и вся... И в это смутное время дорога на сцену Марии Пахоменко оказалась практически закрытой.
Неформат (это она-то?!) + неумение и нежелание опускаться до новых правил…
Она появлялась на экранах крайне редко – в «ностальгических» программах. Но её не забыли! И НЕ ЗАБУДУТ.
Её имя, её образ, её голос – как настоящая драгоценность будет храниться
в сокровищнице нашей Памяти.
И даже то, что она ушла от нас именно в женский праздник 8 марта 2013 года, лишний раз напоминает нам о том , что эта истинная Женщина, прекрасная и талантливая – вернулась туда, в Источник Вечной Женственности, откуда всегда будет доноситься к нам её чистейший нежный голос….
У неё есть своя вера, которую она отстаивает со всей силой и убежденностью таланта. Корень этой веры в любви к русской национальной песенности. Отсюда и неповторимость её художественного облика,
не нуждающегося во взятых напрокат окладах. И вместе с тем —
та особенная похожесть, по которой узнаём мы в народившемся молодом близкие и дорогие черты уходящего.
В ней нет ничего придуманного, на ней нет маски, она проста, естественна — и в звукоизвлечении, и в сценическом движении, — а потому почерк её меньше всего подвержен моральному старению, и не приходится менять его в зависимости от ожиданий публики, вкусов начальства или, наконец,
от возраста...
"Одна девчонка на отшибе идёт, годов так восемнадцати.
Платьишко на ней синее, платок на голове синий. И пригожая — сказать нельзя. Брови дугой, глаза звездой, руса коса трубчатая через плечо перекинута...», -
я всегда вспоминаю это место из бажовского сказа, когда слушаю Марию Пахоменко.
И надолго ещё потом остается ощущение свежести, как будто попил незамутненной родниковой воды...
Валерий Гаврилин.
Она была проповедницей ленинградского стиля, человеком большой культуры и потрясающего обаяния.
Мария Пахоменко была абсолютно идеальным воплощением русской певицы на эстраде, не было выше её...
Александр Розенбаум.
#марияпахоменко #деньрождения #музыка #литсалон