Прожив недолгую (всего 49 лет!), но наполненную вдохновенным Творчеством, жизнь - он внёс огромный вклад в русскую живопись и стал одним из самых известных и самых любимых русских художников!
Многие его картины стали сейчас поистине хрестоматийными...
"Христос в пустыне", "Неизвестная" - ЛЕГЕНДАРНЫЕ картины!
Картины, овеянные некоей Тайной...
Но в творческом наследии художника немало и других прекрасных живописных полотен...
5 апреля - День Памяти Ивана Николаевича КРАМСКОГО! 🔥
Желание рисовать жило в нём с самого детства – желание,
не поддерживаемое семьей, которая имела достаток весьма ограниченный, и считала, что мальчику надо заняться чем-то более пригодным для жизни.
«Как рано появилось у меня влечение к живописи — не знаю.
Помню только, что 7-ми лет я лепил из глины казаков, а потом по выходе из училища с рисовал все, что мне попадалось, но в училище не отличался по этой части, скучно было», - вспоминал Крамской…
Видимо, его учителем рисования ,все же, был человеком достаточно проницательным – он в сердцах назвал мальчика «лентяем, зарывающим талант в землю»!...
Правда, что это означает, маленький Ваня не знал.
А дома – дома он настойчиво просил, уговаривал родителей отдать его
в учению к какому-нибудь живописцу.
Родители сдались только через два года, и мальчик был отдан «в науку»
к воронежскому иконописцу – видимо сама Судьба вмешалась в его течение жизни, чтобы направить его становление кратчайшим путем …
И хотя и пробыл он в той «науке» недолго – до писания его не допускали,
а заставляли мыть кисти и растирать краски – но само созерцание святых ликов, сам подход к их писанию, конечно, запомнились на всю жизнь и впоследствии дали свои плоды. Самым лучшим своим периодом он называет период учебы в Петербургской художественной академии. Чувство, что он попал туда, куда стремился и занимается именно СВОИМ делом, тем делом, к которому призван – окрыляло его!
Большое впечатление на него произвела картина Иванова «Явление Христа народу», увидевшая свет именно в то время…
Крамскому было 20, когда он увидел эту картину.
Он пока еще был всего лишь самоучкой, но потрясение своё от этой картины описал в статье «Взгляд на историческую живопись»:
"Твоя картина будет школой, в которой окрепнут иные деятели, и она же укажет многим из молодого поколения их назначение. Час старой исторической живописи пробил, и перед твоей картиной не один из юных художников искренне помолится и искренне заплачет в глубине духа об утрате веры в людей, и не у одного из них вылетит ужасающий вопль о пустоте и бесплодности человеческого сердца и не один из них почувствует исполинскую силу для представления всего и безобразия и пустынности человеческого рода и всего того, к чему пришло человечество со своим эгоизмом, безверием и знанием. Да, твоя картина — для художников!".
Статья эта показывает, что ещё совсем молодой Иван Крамской имел
не только задатки и навыки: он имел восприятие и - главное! – Душу Художника.
То самое гениальное умение ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ, которое и составляет основу настоящей живописи, из которого возникли позже все его прекрасные картины…
А потом наступил самый плодотворный и блестящий период его жизни –
70-е годы 19 века. Крамской начал реализовывать себя в основном как
художник–портретист, портретист великолепный и сильно отличающийся в своем подходе от предшественников.
Современники оценили его живопись, он был счастлив!
Его портреты были совсем другими… Не похожими на портретный стиль, ранее царивший среди русских художников. Более многогранными, более естественными – без лишнего лоска и показных масок – более живыми!
И именно в этот период (после десятилетних поисков и сомнений!) он и написал, наконец своего Христа…
Картину сразу же приобрел основатель Третьяковской галереи Павел Третьяков.
А спустя 10 лет после так потрясшего русское общество «Христа в пустыне» он написал еще одну легендарную картину..
"Дама в коляске, в час прогулки по Невскому, от трех до пяти часов пополудни, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа..."
Но об этих двух - самых известных, самых любимых и самых таинственных картинах Крамского - речь впереди...
Иван Николаевич Крамской, как истинный Творец, работал до последнего часа… Он умер за мольбертом, держа в руках кисть.
Достойная жизнь и достойная смерть!
И – СВЕТЛАЯ И БЛАГОДАРНАЯ ПАМЯТЬ ПОТОМКОВ!