В этом году исполняется 140 лет с момента написания этой картины, а её загадка по-прежнему мучает всех… Этот образ, написанный Крамским, немногим уступает в своей загадочности легендарной леонардовской «Джоконде». И то, что смотрит она на нас не только с полотна в зале Третьяковки, но и с многочисленных репродукций, докатившихся – как у нас водится - до конфетных фантиков, лубочных шкатулочек и настенных календарей, менее волнующей эту загадку не делает. Сам художник хранил эту тайну до конца своих дней, и ни разу – ни в письмах, ни в дневниках – не приоткрыл даже краешка этой загадочной завесы… ✨✨✨Не в силах унять волнения, Крамской решил уйти с выставки, где впервые была показана его "Неизвестная", и вернуться только к концу вернисажа. Шумная толпа встретила его у входа и понесла на руках. Успех был полный. Зорким глазом художника он отметил - тут все: князья и чиновники, купцы и подрядчики, писатели и художники, студенты и мастеровые... - Скажи, кто она? - приставали друзья к художнику. - "Неизвестная". - Называй, как хочешь, но скажи - откуда ты взял это сокровище? - Придумал. - Но ведь писал с натуры? - Может, и с натуры... На этот счет у меня две версии: либо натура Неизвестной была изначально некрасива, и художник на портрете придал ей чуть ли не идеальные черты, либо их связывало что-то другое. Одно можно утверждать с уверенностью: конечно, "Неизвестная" Крамского - это шедевр. Но... шедевр особого рода. Со своей, отдельной от всех других произведений художника, жизнью. Леонид ЛЕРНЕР. С кем только не соединялся этот образ в восприятии и критиков, и зрителей: с Настасьей Филипповной из романа Достоевского, с Анной Карениной Льва Толстого, с блоковской «Незнакомкой». Среди исторических персонажей на честь быть прототипом «Неизвестной» тоже претендовали многие: и княжна Екатерина Долгорукая, и другая княжна – уже грузинская - Варвара Туркестанишвили, и жена художника Николая Ярошенко - Мария, и…, и…,и… Существует версия, что прототипом «Неизвестной» послужила курская девушка - крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. Крамской познакомился с ней в Санкт-Петербурге и был пленён её красотой. Версии, версии, версии... В частном собрании, в Праге находится этюд Крамского к этой картине. Образ женщины на этом этюде имеет черты более выраженные и определённые, чем на самой картине. Властная дерзость и пресыщенность светской жизнью излучают глаза женщины с этюда. А в самой картине «Неизвестной» присущи скорее некоторая надменность и отчуждённость, которые являются лишь прикрытием её внутренней незащищенности и уязвимости перед светом. Были ли эти разночтения только версиями в искании художником образа, или черты реальной женщины, увековеченные в этюде, Крамской, как истинный творец, преобразил в свой художественный образ? Ещё одна – наделавшая много шуму, и кажется, самая правдоподобная версия - увидела свет не так давно. По этой версии для портрета «Неизвестной» Ивану Николаевичу Крамскому позировала… его дочь Софья. Остается, правда, один – но очень весомый! - аргумент против этой версии: неужели современники (хотя бы близкие к семье Крамского!) не смогли узнать на полотне дочь художника? Или – так же как и Автор картины – хранили эту тайну? Но почему? Для чего? Нет ответа… А может и хорошо, что его нет?.. Она пришла в этот мир «Неизвестной».. . Прекрасной, волнующей, загадочной… И, по замыслу своего творца - ею и должна остаться.

Теги других блогов: загадка Крамской Неизвестная